Вопрос о том, когда стоит учить ребенка читать или хотя бы знакомить с буквами, волнует, наверное, всех родителей чуть ли не с самого рождения их чада. Существует множество мнений психологов и педагогов по этому поводу. Единственное, что невозможно предугадать, так это то, в каком возрасте ваш ребенок начнет читать и действительно заинтересуется этим занятием. Ведь все зависит от индивидуальных особенностей развития каждого малыша. Тем не менее, все родители стараются обучить своего отпрыска навыкам чтения с раннего возрасте, еще до его поступления в школу и привить любовь к самостоятельному чтению различными способами.
Если и вы сторонник того, что ребенок в школу должен идти уже «подкованным», то все же присмотритесь к нему, прежде чем с воодушевлением браться за обучение. А действительно ли малыш готов к получению и «перевариванию» таких серьезных знаний или это только ваша прихоть? Внимательно ли ребенок вас слушает, способен ли концентрировать свое внимание на одном занятии определенное время? Или же он постоянно отвлекается и стремится сбежать от вас, чтобы поиграть со своими любимыми мягкими игрушками? Когда вы ответите на эти вопросы, вы сможете понять, пришло ли время обучать малыша чтению или нет. Помните, что если все обучение у вас сводится к тому, что вы заставляете ребенка читать, он может возненавидеть и книги, и вообще весь образовательный процесс. Заинтересуйте его чтением и не переживайте и не нервничайте, если будет получаться не сразу, а главное, не вымещайте свое раздражение на своем маленьком ученике. И тогда у вас все получится.
С чего же начать?
На сегодняшний день недостатка в выборе подходящих книг для детей в наших магазинах нет. Среди всего этого разнообразия выберите книгу в твердом переплете с крупными, яркими иллюстрациями. Малышу, который только учится читать, совсем не интересны будут книги без картинок. Предварительно сами расскажите ребенку, что нового он узнает из этой книги. Вполне может быть, что вначале он не придет в восторг от этого занятия, хотя некоторые детишки с удовольствием с самого начала воспринимают идею обучения чтению. Как бы то ни было, в первое время достаточно будет и 10 минут «урока». По прошествии некоторого времени вы поймете, имеет ли смысл продлевать занятия или нет.
Но одним пролистыванием книг с красочными рисунками не обойтись. Перво-наперво вам следует выучить буквы. Опять же, благодаря разнообразию обучающих товаров для детей, проблем с тем, как интересней преподать алфавит, у вас не возникнет. Вам помогут кубики с картинками, плакаты, интерактивные коврики с азбукой. Покажите кубик и изображенную на нем букву, попросите повторить за вами звук. Популярны сегодня и плакаты с буквами, изображенными на магнитах. Можно задать программу воспроизведения алфавита или нажимать на каждую букву и повторять звуки за «диктором». Повторение — мать учения: не забывайте обязательно повторять пройденный материал.
Закрепляем навыки
Гуляйте с пользой. Во время пешей прогулки или поездки в автотранспорте обращайте внимание ребенка на вывески, афиши, названия магазинов, надписи на рекламных щитах. Без практики дело вряд ли скоро двинется с мертвой точки, а такое занятное и ненавязчивое обучение наверняка придется малышу по душе.
Чи-та-ем по сло-гам
Помощником в освоении этого навыка станут все те же вышеупомянутые подручные средства и, конечно же, букварь. Начинать обучение нужно с гласных букв, произносите их несколько протяжно: «Ааауууу», «Оооааа», постепенно «внедряя» согласные. Впрочем, в грамотных букварях, в частности, в книгах Н.С. Жуковой, чьи учебные материалы пользуются большой популярностью, и не зря, есть специальные памятки для родителей, которые помогут им правильно овладеть педагогическим искусством. Старайтесь заниматься ежедневно. Лучше ежедневное занятие по 20-30 минут (можно с перерывом), чем насильное обучение ребенка раз в неделю, но длящееся несколько часов.
Эти страшные предложения!
Когда вы поймете, что чтение по слогам — это уже пройденный этап и дается ребенку с легкостью, можете приступать к чтению книг с односложными предложениями. Если малыш испытывает трудности, прочитайте сначала вместе, затем пусть он сделает это самостоятельно. Обязательно просите его пересказать прочитанное. И ни в коем случае не заставляйте читать, если он совсем не хочет, все равно никакой пользы такое «обучение» не принесет. А когда ребенок заинтересуется, он сам начнет проявлять инициативу. Разучивайте стишки и детские песни, тренируя таким образом память ребенка, помогайте ему развиваться дальше. В детских магазинах сегодня продаются и дешевые мягкие игрушки, которые поют песенки или читают стихи.
Не сваливайте всю ответственность за обучение своего ребенка на дошкольное учреждение, если он таковое посещает. Не пускайте дело на самотек, сами попробуйте заинтересовать малыша чтением, и вы почувствуете невероятную гордостью и умиление, когда он прочитает вам свою первую сказку!